Так вот Метаграф выполнили очень быстро задачу, а еще приятно удивили цены.
Издательства против коронакризиса: что происходит с книжным рынком России
В последний месяц уходящего 2020 года многие компании подводят итоги. Из-за пандемии COVID-19 случится крупный обвал рынков по всему миру. Не удалось избежать падения и книжной индустрии, причем в России ситуация оказалось хуже чем в других странах. Попробуем разобраться, почему так произошло и как отечественные книгоиздатели справляются со спадом продаж.
Россияне не читают электронные книги
Период локдауна оказался губительным для бизнеса, который не производит продукты и услуги первой необходимости. Сейчас снова может потребоваться купить номерки для гардероба, отпечатать партию буклетов или заказать печать книг. В период карантина люди предпочитали заказывать продукты и средства гигиены, а не книги. Крупные маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, откладывали работу с товарами, не относящимся к категориям популярных.
Эксперты называют две основные причины бедственного положения российского книжного рынка:
- В России электронные книги занимали всего 6 % рынка (данные на 2019 год). Для сравнения в США они составляют 50 % всей коммерческой литературы, а в Великобритании – 25 %. Скорее всего, в этом году показатели окажутся больше, но все же они довольно низкие. Основная причина в том, что российский рынок никак не мог справиться с онлайн-пиратством.
- До пандемии онлайн-продажи книг в России были налажены хуже, чем в других странах. Многие издательства США два десятилетия успешно продают через Amazon, на чью долю в этом году пришлось больше 50 % розничных продаж. В РФ такого гиганта пока нет, пунктов выдачи в регионах не хватает, а у россиян еще не сформировалась привычка покупать книги в Интернете.
Таким образом, хоть изготовление наклеек, рекламная и книжная печать не прекращались, специалисты прогнозируют падение рынка коммерческой литературы на 20 %. Особенно быстро падают продажи художественных изданий. Чуть лучше ситуация с образовательной и прикладной литературой.
Что делают издательства
И все же онлайн-продажи помогли тем издательствам, которые наладили их еще до пандемии. Люди искали, где в Спб купить термосалфетки на стол и начали активнее вбивать в поисковые строки запросы на покупку книг. К примеру, у издательства «Альпина» прибыль останется на том же уровне, что и в прошлом году. У издательства «Просвещение» выросли продажи через Интернет, а за счет возобновления «живых» продаж во второй половине года выручка может приблизиться к показателям 2019 года.
Но большинство книгоиздателей отмечают падение выручки и сокращают свои тиражи. Выход многих книжных новинок отложили на 2021 год, чтобы избежать значительных убытков. Некоторые издательства нашли выход в производстве других товаров и услуг (детских игрушек, онлайн-курсов и т.д.). Другие частично компенсировали потери за счет краудфандинга. Российский книжный рынок вынужден приспосабливаться к существующей реальности, и в этом им немало поможет опыт зарубежных коллег по цеху.